Работа, обучение, воспитание, отношения с коллегами, с друзьями, семьей – все это совершается посредством общения.
Выделяют две группы способов взаимодействия между людьми: вербальные и невербальные средства общения. Вербальное общение осуществляются с помощью слов, а мы предоставим статью медицинского психолога ГБУЗ РК “Центр медицинской профилактики” Мазуровой Анны Павловны о невербальном общении.
Невербальное общение, язык тела.
Лицо человека, его тело подобно карте неведомой страны. Научиться читать эту карту так же важно,
как и уметь ориентироваться в незнакомом месте.
Борис Хигир.
Невербальное общение – позволяет через восприятие и «чтение» лица и тела человека получить информацию о его личностных особенностях, определяющих поведение и отражающих индивидуальность жизнедеятельности.
Язык тела — это знаковые элементы поз и движений различных частей тела, при помощи которых, как и при помощи слов, структурно оформляются и кодируются мысли и чувства, передаются идеи и эмоции. Техники тела, в которые входят такие незнаковые движения, как мимические жесты, жесты головы и ног, походка, различные позы, тоже относятся к языку тела.
Существуют разные виды языков тела:
- язык тела, параллельно существующий и взаимодействующий с языком слов в коммуникативном акте (предмет изучения невербальной семиотики и многих других наук);
- жестовые языки, мало соотносящиеся с речью — языки, созданные людьми с нарушениями слуха;
- язык пантомимы;
- ритуальные языки жестов;
- профессиональные жестовые языки и диалекты;
- жестовые изобразительные подсистемы языков театра и кино, языки танцев.
Язык тела – сообщения, которыми люди обмениваются друг с другом посредством жестов, выражения лица, выразительных движений. Язык тела – разновидность невербальной коммуникации. Если вы внимательны, невербалика скажет вам о вашем собеседнике больше, чем он сам скажет о себе словами.
Человек в защите чаще стоит в закрытой позе, с перекрестом рук, а то и ног.
Отклонение тела назад и большая дистанция в общении говорит чаще о том, что человек вам не очень доверяет, не считает вас вполне своим.
Касания человеком носа нередко говорит о том, что человек в чем-то сомневается, а поправление женщиной локонов перед мужчиной обычно свидетельствует о том, что ей мужчина скорее нравится.
С помощью языка тела и специальных упражнений можно вырабатывать у себя нужные черты характера: обращенность к людям и миру, смелость и уверенность в себе, высокую энергетику, открытость и доверие к людям, цепкое внимание к происходящему вокруг, бережность и мягкость в трудных ситуациях, где это требуется…
Далеко не каждый рождается с чуткими, понимающими руками, с выразительным «говорящим» лицом. А как с таким лицом признаться в любви? Если лицо мало что выражает, девушка может подумать о неискренности. Но есть хорошая новость: и руки, и лицо можно и тренировать, и ставить на радость себе и близким. Учите себя искренности!
Знание жестов – не отмычка, а мостик к людям и близости. Тот, кто защищается, провоцирует нападение. Вместо того, чтобы защищаться, начинайте строить вокруг себя мир открытости, доверия и теплых чувств, а жесты и язык тела придут нам на помощь.
Интерпретация жестов и походки
Жесты человека очень разнообразны. Для того чтобы научиться их интерпретировать, необходимо понять, для каких целей служит то или иное движение. Жесты в процессе общения выполняют четыре основные функции.
Во-первых, они заменяют слова знаками. Наверное, вы поймете собеседника, если он захочет вам сказать “O’кей” без слов, показав вам соединенные большой и указательные пальцы.
Во-вторых, они управляют вниманием собеседника и уточняют сказанное. Если вам нужно показать, где магазин, о котором спрашивает вас прохожий, вы вместо долгих объяснений покажете рукой направление, куда ему нужно идти.
В-третьих, они иллюстрируют и усиливают сказанное. Когда рыбак показывает, какую он поймал рыбу, он покажет вам это руками, а поверите ли вы размаху его рук – это уже ваше дело.
Ну, и в-четвертых, жесты адаптируют тело человека к процессу общения или просто выражают состояние человека. Скрещенные руки создают человеку состояние защищенности, а опущенные плечи сигнализируют о том, что человек устал или потерял веру в себя… Именно эти жесты наиболее интересны для интерпретации, и именно их интерпретировать труднее всего, поскольку многие из них индивидуальны и часто бывают неосознанны.
Тем не менее, некоторые подсказки дать вполне возможно. Дело в том, что тело человека движется не хаотично. Оно подчинено импульсам, направляющим движение из определенной точки. Точки – импульсы принято классифицировать на женские и мужские. Эта классификация строится на определении жестов, более характерных для женщин или мужчин.
В теле человека можно наблюдать следующие точки – импульсы движения:
Пальцы рук и ног
Данная точка отвечает за ощущение легкости. Игра пальцами рук в процессе общения передает непринужденность беседы. А походка «на носочках» традиционно ассоциируется с ощущением невесомости. Своими пальчиками чаще играют женщины, и именно поэтому акцент на этой “точке” – женский акцент.
Запястья и лодыжки
Данные точки передают ощущение плавности и гибкости, и это тоже женские точки. Не случайно круговые движения запястьем характерны для многих восточных танцев. Включение запястий в процессе беседы придает речи мягкость и создает ощущение спокойствия и умиротворения. Походка с движением лодыжек (“походка в воде”) также создает ощущение плавности.
Локти и колени
Функция этих точек – кураж и энергия, и это чаще мужские точки. Походка «от колена» показывает нетерпение, заинтересованность. Выбрасывая ногу от колена вперед, человек сам увеличивает свою энергию. При остановке данный жест может преобразовываться в характерное постукивание пяткой. Локти, широко отставленные от туловища, также передают ощущение мощного напора и энергии. Не случайно можно наблюдать, как энергичные люди разговаривают по сотовому телефону, широко отставив локоть руки, которая держит телефон.
Плечи
Плечи – это точка ответственности, это мужская точка. Для людей, находящихся в состоянии жертвы, часто свойственны опущенные плечи. Тем самым человек снимает с себя ответственность за происходящие с ними события и неосознанно транслируют это окружающим. Характерным жестом является пожимание плечами: «Я не знаю». С другой стороны, встречаются люди с ярко выраженной фиксацией плеч. Если плечи закрепощены в верхнем состоянии, то это может говорить об излишней ответственности, переходящей в напряжение. Еще один пример танцевального движения – «Цыганочка». Плечи в танце двигаются очень интенсивно, передавая кочевой и свободный от обязательств образ жизни цыган.
Голова
Данная точка отвечает за выражение умственных способностей и логики. Поскольку именно мужчины настаивают на логике и голову предпочитают чувствам, чаще это – мужская точка. Включение данной точки-импульса можно наблюдать в походке учеников – отличников. Голова, чуть наклоненная вниз, идет вперед, а за ней следует всё тело. Чаще всего, это говорит о том, что человек в первую очередь делает ставку на свои умственные способности и привык принимать решения, руководствуясь логикой.
Верхняя часть груди
Если вы хотите передать свое искреннее отношение, сказать что-то совсем от души, вы ладонью коснетесь именно этой точки. Любопытно, если человек вообще не привык быть откровенным и искренним, но хочет воспитать в себе эти черты, то если он начнет в разговоре специально касаться этой точки, это будет подталкивать его к искренности и откровенности. Не только мы управляем своим телом, наше тело так же управляет и нами!
Солнечное сплетение, средняя часть груди
Точка передает ощущение открытости и щедрости. Иллюстрацией к данной точке можно привести выражение из русского языка «душа на распашку», которое ассоциируется с человеком, распахнутым для внешнего мира, ничего не таящим.
Спина, точка между лопатками
Точка смелости, точка «сметь», это – мужская точка. Смелый человек движется грудью вперед под воздействием данного импульса. Так же в природе можно наблюдать ситуации, когда нападающее животное выпячивает грудь вперед, чтобы показать свое бесстрашие. У несмелых людей эта точка проседает, уходит назад. В результате осанка получается сутулая. Иногда можно наблюдать, как точка «сметь» перемещается вниз, в район поясницы. Данное положение тела свойственно людям, которые, по их мнению, уже всего достигли. Точка «сметь» остается без тонуса, проседает, и на первый план выходит не грудь, а живот. Так, животом вперед, ходят многие руководители в возрасте.
Попа
Данная точка отвечает за выражение сексуальной привлекательности, кокетства. Это – женская точка. Движение тазом очень распространено в различных культурах, характерно для многих женских танцев.
Тазобедренные косточки
Точка отличается от предыдущей направлением импульса. Если движение попой преимущественно направлено назад и в бок, то движение тазобедренными косточками направлено вперед. Передает ощущение агрессии, охоты, сексуального доминирования. Это – мужская точка.
Как это использовать?
В зависимости от преобладающих точек – импульсов формируются жесты и походка. При этом ведущая точка может быть одна или их может быть несколько. Для того, чтобы осознанно формировать определенную походку, надо включить в движение точки – импульсы, отвечающие за желаемую эмоцию или состояние.
Варианты мужской походки:
- голова (ум),
- плечи (ответственность),
- точка между лопатками (сметь),
- энергия (колени),
- тазобедренные косточки (доминирование).
Варианты женской походки:
- точка полета (открытость, щедрость),
- попа (кокетство, сексуальность),
- пальцы (легкость).
- запястья (плавность).
Кроме движения от точек – импульсов при интерпретации жестов выделяют общие тенденции направления движений:
- Вперед – сближение, отдача,
- Назад – отдаление,
- Влево – чаще эмоции,
- Вправо – чаще логика,
- Вверх – повышение тонуса,
- Вниз – понижение тонуса,
- Сужение – восприятие не нравится, некомфортно,
- Расширение – приятное восприятие.
Интерпретация мимики
Простые эмоции выразительные движения (радость, удивление, обида) понимаются легко, однако в других случаях интерпретация и расшифровка мимики может оказаться непростой задачей, требующей внимания, знаний и профессионализма.
При интерпретации мимических движений важно придерживаться следующих правил:
- Наблюдайте мимику в динамике. “Видео всегда информативнее фото“.
- Для интерпретации необходимо отслеживать как минимум 3 параметра мимики.
- Высказывание об эмоциях, испытываемых человеком, должно быть сформулировано в предположительной форме.
Например: Исходя из наблюдаемых мимических движений (глаза широко раскрыты, мышцы лба растянуты в восходящем движении, губы полуоткрыты, уголки губ приподняты), мы наблюдаем лицо человека, который, скорее, восторжен, чем спокоен.
На лице человека выделяют 3 зоны: верхняя, средняя и нижняя. Движения каждой из этих зон имеют своё значение. В то же время все мимические движения удобно рассматривать через единую систему описания. В зависимости от направленности движения могут быть:
- направлены на сжатие, от периферии к центру (например, нахмуренные брови),
- направлены на расширение, растягивание от центра (например, улыбка)
- восходящие (например, удивление),
- нисходящие (например, печаль).
Важно обращать внимание на преобладание правосторонней либо левосторонней мимики. Развитость мимики правой части лица говорит о большей развитости логики (за неё отвечает левое полушарие мозга). Более проработанная мимика левой части лица может свидетельствовать о преобладании эмоциональной составляющей (правое полушарие мозга).
Интерпретация мимических движений по зонам
Верхняя зона
Верхняя зона мимики включает в себя лоб и брови и отвечает за логику и мыслительные процессы. Ровная поверхность лба говорит о готовности к получению информации. Расширение мышц лба принято интерпретировать как интерес, восторг, желание получить больше информации. Сжатие мышц лба, напротив, может свидетельствовать о том, что человек занят собственными мыслями, и к получению информации из внешнего мира в данный момент не готов. Несимметричное расположение бровей, когда одна бровь находится выше другой, может говорить о смешанных чувствах: человек испытывает интерес, смешанный с сомнением, человек находится в оценивающей позиции.
Средняя зона
Средняя зона мимики – это глаза и нос.
Глаза обеспечивают человеку визуальное восприятие. Широко раскрытые, распахнутые глаза говорят о желании воспринимать информацию. Прикрытые глаза – наоборот, могут отражать недоверие к информации или отсутствие потребности в ней (например, информация уже известна). Прищуренные глаза – признак того, что человек хотел бы воспринимать информацию медленнее, чтобы успеть её проанализировать. Возможно, то, что человек воспринимает, кажется ему сложным и непонятным, либо вызывает у него сомнения.
Взгляд снизу вверх обычно характерен для коммуникаций, в которых человек выступает подчиненным по отношению к собеседнику. Взгляд сверху вниз, наоборот, может свидетельствовать о наличии власти.
Нос, также расположенный в средней мимической зоне, отвечает за безопасность жизнедеятельности. Когда человек морщит нос, это может быть признаком того, что ситуация нежелательна, небезопасна. Обратное мимические движение – когда человек носом тянется вперед – говорит об одобрении, интересе.
Характерные мышцы между носом и ртом являются атавизмом, доставшимся человеку от животных. В животном мире данное мимическое движение служит для демонстрации клыков. У человека эти мышцы также напряжены при выражении агрессии. Подрагивающие мышцы свидетельствуют о попытке удержать себя от агрессивного поведения.
Еще одна группа мышц средней зоны лица – это мышцы под глазами. Сильное их сокращение растягивает губы, приподнимает щеки, образуя так называемые паучьи лапки в уголках глаз. Эти мышцы обязательным образом задействованы при выражении искренней улыбки. Ненастоящая, притворная улыбка отличается тем, что создается мышцами нижней части лица, без работы мимических мышц под глазами.
Также в средней зоне лица можно наблюдать напряжение бровей, которое легко заметно по складке, образующейся в районе переносицы. Такая мимическая особенность часто характерна для состояний требовательности, напряженности.
Нижняя зона
Нижняя зона лица включает губы и подбородок.
Губы передают чувственную оценку происходящего. Расширение, расслабление губ может говорить о том, что человек спокоен, расслаблен, происходящее вокруг доставляет ему удовольствие. Поджатые губы могут свидетельствовать о том, что человек стремится удержать свои эмоции. Ситуация ему неприятна и не вызывает доверия. При этом нижняя губа отвечает больше за демонстративные эмоции, эмоции для окружающих: например, детская обида «для родителей», когда ребенок характерно выпячивает нижнюю губу. Верхняя губа выражает личные эмоции: не для окружения, а для себя.
Подбородок отвечает за выражение власти и подчинения. Приподнятый подбородок может демонстрировать претензию на власть, позиция хозяина. Опущенный подбородок, подбородок «в себя» характерен для ситуаций подчинения, повиновения.
Если Вас интересуют вопросы психологии, то для более подробного изучения Вы можете посетить библиотеку, где для Вас подберут книги или же Вы можете выбрать их самостоятельно в электронном каталоге на сайте библиотеки.